Сайт-сборник песен, стихов и прозы Киева

Киевский клуб авторской песни "Дом"

Главная
Клуб "Дом"
Фестиваль
"Лесная фиеста"
Киевский бардпортрет
Сундук
стихов и песен
Литературный
перекресток
Гостиная
Дома друзей

Дела давно минувших дней
Краткая хроника

День рождения студенческого клуба авторской песни "Дом" при Киевском Педагогическом университете:
Март 1994 г.

Первый концерт клуба "Дом"
1994 г.

Дата рождения фестиваля
"Лесная фиеста"
Июнь 1996 г.

Переезд клуба
на площадь Льва Толстого.
Изменение статуса "Дома"
на городской клуб АП.

Газета "Домовые ведомости"
Июнь 1998 г.

Выпуск диска с песнями авторов клуба
"Главное - это..."
2003 г.

Юбилейный концерт клуба "Дом"
в Доме Актера. Супераншлаг!
Март 2004 г.

Юбилейный фестиваль
"Лесная фиеста-10",
на котором "Дом" собрал представителей всех поколений бардов Киева.
Июнь 2005 г.

Фестиваль ЛЕСНАЯ ФИЕСТА

Каждую пятницу, за исключением летних месяцев и больших праздников, со времени основания клуба в "Доме" проходят тематические вечера, бардовские концерты и душевные посиделки с гитарой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверняка история клуба у каждого домового своя.
Некоторые из них мы расскажем...

  "Как так случилось, что "Дом" появился?"
История первая от Марьяны Крамар
   
  "Истории клуба "Дом" в эпизодах"
История вторая от Саши Школьного

"Как так случилось, что "Дом" появился?"

Для меня история "Дома" началась задолго до его официального появления. Не знаю будет ли она интересна тем, кто не присутствовал в те далёкие времена при зарождении клуба, но для меня эти воспоминания одни из самых тёплых в жизни. Хотя бы потому, что эта была юность, из которой проросла потом вся моя жизнь.
Итак, я закончила школу, но с подружками-одноклассницами мы продолжали, конечно, встречаться."Три девицы под окном"(я и мои школьные подруги, одна из которых - Наташа - и сейчас ещё в клубе, а другая - Лена - живёт в Канаде.) часто собирались на посиделки сначала втроём за чтением стихов и пением песен , потом в других составах.
В институте (Педагогическом) мне посчастливилось учится вместе с Леной, тогда ещё вовсе не с фамилией Школьная. Да и у меня была другая фамилия. С Ленкой мы нашли дорожку дружбы исключительно благодаря гитаре, да и вообще очень много хорошего в моей жизни появилось именно благодаря этому инструменту.
Вокруг гитары у нас на физмате собралась замечательная компания: Киря (Сергей Кириченко), Пашка Малаховский, Сашка Школьный, Аня Седых, я с Ленкой. Пели-веселились, познакомились с туристами благодаря Ане. Там повстречались с Сашей Крамаром и другим народом из турья, - благодарная аудитория для нас, начинающих.
Так и допелись до приглашения на фестиваль студенческой авторской песни в Ровно от администрации родного ВУЗа благодаря Славе Машляковскому, завсегдатаю наших поющих вечеринок на сборе буряка во время студенческой практики на втором курсе.
Если бы не эти две поездки, клуба бы и не было, наверное. Там в Ровно мы узнали о киевском клубе авторской песни "Арсенал" с многолетними традициями и настоящими бардами. Сходили туда, и с того времени с Трямом (на тот момент ещё не руководителем Арсенала) нас связывет теперь уже давняя дружба, поскольку встретил он нас замечательно, хоть в самом "Арсенале" мы и не прижились.
А тут в институте предложили нам с Ленкой по результатам поездки в Ровно сделать при студенческом клубе кружок авторской песни. Думали недолго - сделали.
Вот оттуда-то всё и пошло: весёлые посиделки с трёхлитровой банкой для чая, кипятильник из которой у нас периодически похищал декан филологического факультета, поскольку мы нарушали противопожарную безопасность. Ведь мы сидели в аудитории, а банка одиноко нагревалась в коридоре; безбашенные концерты с таким уровнем качества, что сейчас бы я никого из нас не выпустила на сцену, но зрителей мы тем не менее собирали, и часто полный зал (человек 200, между прочим). Это были самые веселые концерты, никого из нас не заботило тогда собственное творчество и самовыражение, не волновало - как выглядеть на сцене - но веселились мы от души, особенно за кулисами. Помниться, даже песни пытались инсценировать летающими сапогами, листьями и переодеванием в нищих. Как наивно всё это было. Но как задорно и трогательно.
Было нас тогда совсем немного. Началось всё с четверки людей, которые по сию пору занимаются клубом "Дом" и фактически являются его соруководителями: теперь это уже две семьи Школьные и Крамары, а тогда просто Ленка, Маришка и два Сашки. Официальным руководителем кружка авторской песни была я.
Почти сразу к нам присоединилась Наташа Немцева, Люда Дубовая, потом в коридоре института мы нашли Вову Кудлинского. Потом к нам присоеднились девчонки с биологического факультета Аня Цуканова (теперь уже Калита), а за ней и Вова Цуканов подтянулся, Оксана Сук, Леся, Таня... По объявлениям пришли Ирочка Колодюк, Петька Скрипчук. На каком-то концерте в КПИ познакомились с Максом Покровским. В одной смешной агитационной поездке по областям Украины с выступлениями даже в тюрьмах (агитировали против СПИДа и наркомании), мы познакомились с Вадиком Народицким и, конечно, не могли не затащить его в клуб.
Не могу не перечислить здесь все эти имена. Поскольку все эти люди мне очень дОроги. Ведь несколько лет нас связывал клуб, дружба и очень тесное общение. Сейчас мы разошлись по разным дорогам. Кто-то из этого первого состава "Дома" ещё появляется в клубе, кто-то нет. У всех свои работы, заботы, семьи, дети, кто-то уехал из Киева. А Серёжка Кириченко, увы, уже давно ушёл от нас насовсем. Светлая и вечная память тебе, Серёжка...
Но те несколько лет, когда клуб "Дом" был - именно эти люди - для каждого из нас значили очень много. И значат до сих пор. Разве может кто-то забыть свою счастливую юность?
Забыть как мы вечно ругались с вахтёрами по поводу того, что сидим в институте после 20.00. Как ходили в лес, приучали Вовку Кудлинского спать в палатках. Как разыгрывали спектакли на 8 марта и 23 февраля, и вечно соревновались - кто лучше: мальчики или девочки (по секрету скажу - девчонки были лучше, хотя и мальчишки старались :) ). Как влюблялись, ссорились, мирились, помогали друг другу. Как познакомились с Николаем Чернявским, благодаря концерту во Дворце Пионеров, а через него с миром авторской песни Киева поколения чуть старше нас. Как придумали фестиваль "Лесная фиеста", на первый из которых невозможно было добраться из-зи поезда, сошедшего с рельс (но ведь дошли по шпалам! И не жужжали!) Как долго не могли придумать имя клубу, ругались часа три, решили уже разойтись, дошли до вахтерши - поругались с ней, и тогда Лена Школьная придумала вот это самое название: "Дом". И ведь как верно придумала!
Конечно, по сути своей клубом авторской песни мы тогда не были. Вряд ли мы и сейчас является таким клубом в классическом ксп-шном понимании этого выражения. Но так ли это важно?
Клуб "Дом" существует уже 15 лет. Да-да, в этом 2009 году нам уже 15 лет!
Мы давно уже не похожи на ту счастливую компанию, которая называлась "Домом" 15 лет назад. Мы изменились, изменился клуб. Закончив институт, мы перенесли территорию клуба туда, где он существует и поныне, на Шота Руставели. С того момента началась уже вторая жизнь клуба, другая история, взлёты и падения, успехи и неудачи, новые дороги. Были аншлаги, были практически пустые пятницы.
Но даже в самые трудные и неинтересные времена у нашей четвёрки зачинателей не поднялась рука закрыть клуб. И я думаю, что мы поступили правильно.

15.01.2009

"Истории клуба "Дом" в эпизодах"
История вторая от Саши Школьного

 

Предисловие. Что такое "история"? Сложно сказать... Действительно, в зависимости от того, кто её рассказывает, разные события представимы совершенно по-разному. Описывать голые факты, не оценивая? Врядли получится, потому что прав Юрий Лорес, когда говорит "И захотелось повторить "Да не судите!" Но не могу, поскольку я так не умею". Поэтому всё нижеизложенное будет писаться от первого лица с безусловно субъективными оценками происходящего. Не обессудьте, как коворится...
...Вообще-то история предполагает непрерывное описание: стартуем с какого-то временнОго отрезка и в каком-то финишируем. Но! Во-первых, 15 лет - это вам не кот начхал - попробуй всё детально вспомни! А во-вторых, и в главных, врядли ВСЕ детали будут интересны читателю, который практически никого из тех первых ДОМовцев не знает, а если и знает, то это уже совсем не те первые ДОМовцы, которые были 15 лет назад.
Есть ещё и такой аспект: читать это будут и те, кто в разные периоды был связан с клубом и, возможно, у них обо всём этом своё, отличное от авторского, мнение. Кроме того, я не собираюсь ничего и никого искусственно мифологизировать и приукрашать, а это далеко не всем может быть приятно. Что ж, у оппонентов всегда есть возможность изложить своё видение ситуации и написать свою историю, которая, надеюсь, займёт достойное место на нашем сайте наряду с остальными. А читатель пускай сам решает, чья версия ему больше по душе. Вот.
Суммируя всё сказанное, начинаю повествование. Смотрел тут недавно (впервые в жизни!) целую треть серии "Звёздных войн" и - навеяло - почему-то захотелось назвать каждую маленькую историйку о клубе громким словом "Эпизод" и присовокупить подзаглавие. Думаю, господин Лукас меня простит за этот маленький плагиатик :.

Эпизод 1. ПредДОМие.
Вообще-то меня зовут Саша. Хотя, имея звучную фамилию Школьный, меня так называют только близкие друзья и то, подозреваю, только в моём присутствии. Именно по причине фамилии никогда не имел в детстве никаких кличек - а зачем?! Появился я в Киеве в августе 1991 года, когда приехал из маленького городка Глобино (Полтавская область) поступать в КНУ имени Т. Шевченка на факультет кибернетики.
Провалился я тогда, естественно, хоть и был математической звездой районного масштаба. Но рук не опустил и, поскольку в другие университеты ещё принимали документы, решил пойти по традиционным педагогическим стопам. Почему традиционным? А потому что, как тот Фёдор Угурцов, который был потомственным холостяком - "и отец его, и дед, и прадед - все были холостяками", и моя прабабушка, и бабушка, и мама, и папа - все были учителями. Наверное, фамилию "отрабатывали" :...
Отвлёкся. В Педагогический на физмат я, конечно, поступил и сразу начал "учиться, учиться и ещё раз учиться", мудро памятуя наставления отца, что "сначала ты работаешь на свой авторитет, а потом твой авторитет работает на тебя". Кстати, совет очень хорошо сработал - сколько зачётов "на шару" по всяким левым предметам я получил на старших курсах - не сосчитать! Ну, как же - это же САМ Школьный! Гы-гы :...
Но, окромя учёбы, папа мудро меня наставлял "всегда жить интересно и полнокровно". Не знаю, что он имел тогда в виду, но вместо традиционных для молодых провинциалов, вырвавшихся на свободу в столицу, походов по кабакам да танцулькам с понятно какой целью :, я ... гулял по Киеву!
Да-да, в воскресенье утром я выходил из общаги и старался заехать как можно дальше, не спрашивая дороги. А потом старался пешком - только так! - найти дорогу обратно. И таким образом открывал для себя всё новые и новые уголки нашего прекрасного Города, в который был влюблён ещё со времён поездок сюда с отцом на матчи "Динамо". И сейчас считаю, что Киев - лучший город на Земле, настоящий Космос (не Лёня!), который ещё до конца никем из нас не познан.
Кроме того, я считал свои долгом посетить все доступные музеи и театры, даже составил график, который выполнял с истовством послушника. Сейчас понимаю, что, возможно, не стоило так формально ко всему относиться, но благодаря именно этому получил тогда хоть какое-то представление о мире искусства.
Искал я также и всякие поэтические и песенные сообщества, поскольку уже тогда был страстным фаном авторской песни. К ней меня, как модно сейчас говорить, "приобщил" отец, привозя домой из командировок пластинки Высоцкого, Визбора, Окуджавы, Никитиных. И я тоже "заболел" тогда этими "необычными" песнями.
Мне казалось в юности просто глупым прыгать на дискотеках под какое-то текстовое и музыкальное убожество. Посетив один раз ещё в 8 классе такое вот танцевальное мероприятие, где, собственно и танцев-то не было - практически стопроцентно нетрезвые особи обоих полов отрывались, изображая нечто на площадке, а потом, разбредясь по парам, совокуплялись в близлежащих кустах или подворотнях, снова "добавляли" и выходили "танцевать". Меня от всего этого тогда разве не стошнило. И я зарёкся - ТАКОЕ не для меня! С тех пор меня на дискотеки было трактором не затянуть.
Ныне, повзрослев и став чуточку мудрее, я стал понимать, что ТАКОЕ тоже имеет право на жизнь и тоже иногда нужно. Что далеко не все там были такими уж пьяницами и, извините, блядунами. Что было там достаточно много просто энергичных и весёлых ребят, которым в провинции просто некуда было приложить себя и выплеснуть всю энергию юности на что-то более содержательное. И часто именно эта безальтернативность толкала их потом, как говорится, "во все тяжкие". Уже сейчас я понимаю, что есть музыка для души, а есть - музыка для ног, причём для человека нужна в разные периоды и та, и другая.
Но я снова отвлёкся. В поисках творческих поэтических объединений я "тусовался" на разного рода квартирниках. Видел тогда ещё молодых, а ныне маститых украиноязычных поэтов. Русскоязычных тоже видел и слышал немало - благо тогда ещё "мовне питання" не стояло так остро. Именно на одном из таких вечеров я и услышал о клубе авторской песни "Арсенал". Честно говоря, тогда очень удивился, так как наивно считал, что авторская песня развивается только в Москве, Петербурге и, может, ещё в нескольких городах России.
Придя на концерт (а это было открытие сезона 1991-1992 года), я впервые услышал песни Олега Рубанского, Владимира Мацуцкого, Льва Лобанова, Александра Короля. Может, кого забыл, пусть простят :. А ещё до сих пор помню небольшой зал и уборщицу с ведром, шваброй и тряпкой, выходящую из комнатки рядом со сценой во время концерта как ни в чём ни бывало. И смех в зале по этому поводу.
Но в "Арсенал" я не пошёл - побоялся: совсем не умею играть на гитаре, плохо пою. Ну, люблю песню - но это ещё же ничего не значит! Кроме того, я понял, что "Арсенал" - клуб, прежде всего АВТОРОВ. Там все поют, в основном, свои песни, а мне в этом плане вообще показать было нечего. "Позже" - решил я. И пошёл ... покупать гитару!
Как сейчас помню - стоила она тогда ровно ... одну стипендию. С появлением гитары жизнь моя не сильно изменилась - лежал себе в углу инструмент и пылился, а я продолжал учиться и выполнять план по окультуриванию самого себя. Главным же толчком к началу систематических занятий музыкой и стихосложением были совсем другие события. Но об этом - дальше...

Эпизод 2. Знакомство.
Честно говоря, когда я был студентом первого курса, то своих сотоварищей по группе не сильно то и замечал, разве что по необходимости. Просто приоритеты были расставлены чётко: сначала - учёба, а потом всё остальное. Как говорится, первым делом мы испортим самолёты :. Но всё же некоторых представителей курса я выделял особо.
Началось всё с предмета "Основы медицинских знаний", на изучение которого в универе выделялся отдельный день недели, а по окончании первого курса все сдавали госэкзамен и получали корочки младшего медицинского персонала. Вот именно там, на этих медицинских занятиях, а ещё точнее - после них, осенью 1991 года, я и познакомился с Леной Подсадной и Маришей Супрун.
Не помню повода, но тогда Мариша притащила в универ гитару и по окончании занятий собралась такая себе спонтанная компания - послушать и поговорить. Как поклонник песни я, конечно, остался...
Как сейчас помню, что Мариша тогда пела про старенький вяз и про девчонку, которой "фиолетово, где ты будешь сегодня вечером". Я тогда про себя отметил довольно хорошую технику игры на гитаре и оригинальность мелодий. Но гораздо большее впечатление на меня произвела игра Лены и её песни про Маргариту и "дымку-невидимку". Играла она технически проще, но внутренняя сила и, как сейчас модно говорить "драйв", были на порядок выше.
Тогда мы просто пообщались и разошлись, близкого знакомства, а тем более дружбы пока ещё не возникло. Как не возникло её и тогда, когда после февральского концерта в ДК КПИ Вероники Долиной, в чьи песни я был одно время просто влюблён, в фойе я встретил Лену с мамой. Тогда ограничилось только запиской на паре на следующий день: "Неужели Вам нравится Долина?" Я удивился тогда - а почему, собственно, нет? Меня даже это как-то задело. Я понимал, что имею в глазах других репутацию заучки или, как сейчас говорят, ботана, но не до такой же степени!
Именно после этого пыль на моей новенькой гитаре окончательно вытерлась, а общаговские соседи по комнате и по этажу основательно застонали, поскольку каждое утро ровно с 6 до 6-45 утра я упражнялся в игре на гитаре. Точнее сказать, игрой это назвать было сложно, но бренчание и скрежетание издавалось усердно и настойчиво. Моими учителями были соседи по комнате и по этажу, а в репертуаре - самые незатейливые по акомпанементу дворовые и блатные песни. Помню, было что-то вроде "Голуби летят над нашей зоной..."
А настоящее песенное знакомство с Маришкой и Леной появилось на свет осенью следующего, 1992 года, когда весь наш второй курс физмата заслали в колхоз - помогать убирать то, что осталось от урожая свеклы морковки и капусты. Жили мы в бараках, стоявших на окраине села Красиловка Киевской области. Не помню точно, но по-моему, летом там был пионерлагерь или что-то подобное, а осенью там селились студенты.
На физмате тогда было три специальности: МИ - математика и информатика, МФ - математика и физика и ФА - физика и астрономия. В соответствии с этим было три барака, разделённые на две половины - мужскую и женскую, плюс домик для преподавателей плюс столовая слэш клуб, где вечером иногда проводились дискотеки, а однажды даже какие-то конкурсы в стиле КВН.
Практически сразу же все разделились по интересам: МИшки - пели, МФешки - танцевали, а ФАшки ... правильно, квасили! - чем ещё настоящим физикам заняться?! Шучу, конечно: среди физиков тоже много хороших ребят было, но "это дело" они больше всех на физмате уважали и состязаться в "литрболе" с ними пратически никто не рашался.
Сразу выяснилось, что на нашей специальности много поющих и играющих на гитаре - как минимум пятеро! Мариша, Лена - это само собой, но был ещё один новенький паренёк - Сергей Кириченко (он назвался Кирей и просил, чтобы и мы его так называли), который перевёлся к нам из Харькова и пел очень интересные песни на свои стихи. Уже в колхозе он подружился с Пашкой Малаховским, который тоже играл и пел. Плюс ещё и скромный автор этих строк, который к тому времени, отбросив дворовые песни как слишком примитивные и не отвечающие внутренним потребностям, перешёл на любимого Кукина и Окуджаву. Почему именно эти авторы? А у них аккорды в песнях были попроще!
Может быть, кто-то ещё был из поюще-играющих "гитарастов" на МИ, но это я уже плохо помню, если честно. Не взирая на всю свою "гигантскую память" :.
Вот там мы окончательно и сплотились да сдружились. Даже первые симпатии появились - жаль, не всегда взаимные. Поэтому по возвращении из колхоза уже абсолютно естественными стали посиделки после пар на подоконнике универа с распЕванием песен и обсуждением всяческих интересностей. Такими же естественными были и воскресные посиделки на разных квартирах с чтением стихов и пением песен, которых становилось всё больше и больше у каждого из нас, а также ПВДешки по Киевской области с "матрацными ночёвками" у костров на берегу озёр и речушек, которых в окрестностях столицы, как оказалось, было немеряно...

Эпизод 3. Рождение клуба.
Наш клуб родился, как водится, случайно. Точнее, его появление было вроде как естественно, но знаю точно, что если бы не случай, то ныкались бы мы по квартирам и дальше и, вполне возможно, после окончания универа разбрелись бы, как говорится в одной хорошей песне, по своим бетонным будкам, время от времени перезваниваясь и иногда встречаясь.
Но судьбе было угодно распорядиться иначе. Началось всё с КВНа, который решили возрождать зимой 1993-1994 года у нас на факультете. Нашёлся энтузиаст-организатор Слава Машляковский, который решил, что хватит жить скучно - пора чего-нибудь "замутить". Для затравки решили провести встречу между командами МИшек и МФешек. Тема домашнего задания была, как сейчас помню, "Весна в метро". Мы, то есть МИшки, там разные станции изображали и весёлые случаи в этом виде транспорта инсценировали. Плюс много пели пародий на разные известные песни. А главным хитом была совершенно забойная песня "Полюби, Маруся, информатика" по мотивам небезызвестного Байраковского "Электрика" - с танцами, огромным, почти двухметровым Пашкой Малаховским в роли Маруси, который кружился, закутавшись в большущий цветастый платок, и зажигательно стрелял глазками.
Игру ту мы выиграли, не смотря на то, что в плане прорепетированной красоты движений на сцене и сценария МФ было на голову выше. Просто, как сейчас говорят, креатива у нас было больше и искренности. Плюс нас выручил наш капитан - Игорь Петрик, уехавший ныне на историческую родину к берегам Мёртвого Моря, который на конкурсе "Как лучше всего знакомиться с девушкой" изобразил гусара. А его ответ на вопрос капитана соперников "Если вы гусар, то где, позвольте спросить, Ваша лошадь?" просто порвал зал в клочья. Игорь выдал: "Сударь, Вы не поняли, вот это (он снял меховой жилет, в который был одет и накинул его себе на одно плечо) означает: я - гусар, ищу свою лошадь... девушка, разрешите с Вами познакомиться!"
После той игры мы вместе где-то чего-то праздновали - это я уже не сильно хорошо помню :. Помню, что Славик, как любой талантливый организатор, не мог не обратить внимания на творческий потенциал нашей компании и настойчиво пытался нас втянуть в КВН. Получалось слабовато, поскольку большинство из нас относилось к учёбе довольно серьёзно. За исключением, пожалуй, Маришки (пусть не обижается :), которая уже тогда начала дружить с Сашкой Крамаром и пары в её жизни плавно отодвинулись на второй план.
Попытки Славы нас куда-то вытащить увенчались успехом, когда он через студклуб получил положение о конкурсе студенческой песни "Студентські струни", который должен был пройти в городе Ровно. Нужно было отобрать 4 человека. Претендентов около 10-12 - пришли все, кто увидел объявление в коридоре, даже дуэт двух девушек из какой-то секты - остальных я совсем не знал. Да, я не рассказал, что Пашка Малаховский, с которым мы сблизились в том же колхозе и который вместе с Кирей представлял то направление в авторской песне, которое ныне величают "бард-рок", тоже отбирался вместе с Леной, Маришей, Славиком и мной.
Мы спели по 3 своих песни (фестиваль был авторским), а потом зрители бросали записочки со своим вариантом четвёрки в шляпу - демократия :. Отобрали Лену и Маришу конечно плюс Пашку со Славиком. А Сашка, как говорится, пролетел. Тогда мне было очень обидно, хоть сейчас я понимаю, что всё было справедливо. Плюс без Славика в плане организации делегации было бы намного менее комфортно чем с ним. Поэтому я смирился и остался сидеть на парах, крапая лекции под две копирки - с ксероксами тогда туговато было.
А когда "группа товарищей" вернулась с фестиваля, Славик пошёл прямиком в студклуб и сказал, что "видел этих людей на сцене и у них есть хорошие задатки создать свой коллектив". Директор студклуба, заслуженная артистка Украины Илана Викторовна Сулима-Каминская послушала и решила попробовать. Она предложила организовать при студклубе кружок студенческой песни. Выделялось время (по моему, сначала был вторник, потом - четверг, а потом уже всё перекочевало на пятницу), аудитория, предосталялась сцена и зал для концертов. Нужен был только руководитель, который бы вёл журнал, писал планы и отчёты. Им стала Мариша, которая видно уже тогда поняла, что учительство не для неё, а в жизни столько всего не менее интересного!
Мы тогда, чесно говоря, толком и не поняли, ЧТО произошло в нашей жизни. Поэтому ни точной даты основания клуба, ни даты первого заседания никто вспомнить не может. Вроде бы март был. А может быть и начало апреля. Помню только, что той весной 1994 года нам для старта нужно было организовать первый, самый первый концерт клуба, предварительно придумав ему название...

Эпизод 4. Начало.
Сначала было слово. И слово было у Бога. И слово было Бог... Ой, чего-то меня не туда понесло :. Не обвиняйте в богохульстве, пожалуйста - я очень уважительно отношусь к вере как к таковой и сам, как и многие, верующий, хоть и не религиозный человек. Но всё происходило именно так!
Уже прошло несколько заседаний на 7 этаже Гуманитарного корпуса НПУ (это за Цирком, на Тургеневской), уже сформировался первый состав клуба: Мариша, Лена, два Сашки (Крамар и Школьный), Наташа Немцева - однокласница Маришки, автор оригинальных стихов и прозы, мой первый критик, Люда Дубовая - её подружка, как и Наташа, студентка КИСИ, не менее талантливая поэтесса и прозаик, Володя Колесник - сосед по комнате, турист и "бородатая сволочь", который приложил руку к моему обучению игре на гитаре, Саша и Володя Савенки - два туриста гренадёрского роста, которых все в походах называют "лосями" и на которых держится вся группа в переносном, но иногда и в прямом смысле. Кто-то ещё был точно - заходил на одно-два заседания и больше не появлялся.
Так вот. Заседания шли, а клуб был безымянный. Наконец, Мариша пришла в аудиторию, закрыла её на ключ и сказала: "Братцы-кролики, объявление о концерте вешать надо, вот Сашка Крамар готов нарисовать. Только что писать там? Вобщем, сегодня как хотите, а название придумать надо. Пока не придумаем - домой не уйдём". И начались горячие споры. Я уже не помню, кто чего там предлагал, но ни одно название "не катило" - все это чувствовали, но никто не мог ничего толкового предложить.
Попели, опять вернулись к названию - ноль эфекта! Решили - фиг с ним, напишем, что концерт клуба авторской песни педунивера и хватит. Вышли на улицу, а там уже темным темно, хорошо так за 10 вечера. Вахтёрша бурчит - мол, шли бы домой, чего, мол, здесь столько сидеть. А Лена возьми и скажи "Так нам тут лучше, чем дома, это - наш ДОМ!" А Маришка подхватила и предложила именно так назвать клуб. И всем сразу понравилось - как будто бы не хватало одного пазла до общей картины, а тут - вот он! Всё стало на свои места. Помню даже прикалывались и придумывали разные аббревиатуры на это слово: "Дружеский Оскал Музыканта", "Дорогу Осилит Молчащий", "Дети Одной Местности", "Догони Оленя, Мальчик!" - дурачились словом...
...А первый концерт состоялся в огромном зале на 300 человек. Приглашены были все возможные и невозможные друзья и знакомые, развешаны объявления. Как же - ведь от успеха или неуспеха концерта зависело будущее клуба. Кроме того, что руководство обещало быть, хотелось и самим в грязь лицом не ударить.
К тому времени в клубе было уже достаточно много народу: пришли Володя Кудлинский - один из немногих мальчишек с филфака, котрый привёл за собой целую армию фанаток :, Володя Левченко (или просто Лёва) - парень с простой но искренней душой и такими же песнями, Макс Покровский, чудесно как для нас всех тогдашних владевший гитарой, Ира Колодюк, тоже студентка филфака НПУ, делавшая тогда первые свои шаги в музыке и стихосложении, Петька Скрипчук - первый и пока единственный до сих пор прижившийся у нас на довольно длительный период панк-бард, Оксана Сук и Таня Ткаченко в роли пока ещё только исполнительниц песен других авторов. Может быть был и ещё кто-то, но больше почему-то не припоминается.
Делать концерты мы не умели совершенно! Но очень хотели, чтобы зрителям понравилось. Поэтому решили лирические номера перемежать разного рода хохмами и инсценировками. Накропали сценарий и начали репетировать. Наверное столько позитивных эмоций мы не получали ни до, ни после. Смеялись так, что однажды в зал зашла медсестра из расположенного рядом медпункта и спросила, кому здесь плохо. А мы сказали, что, наоборот, нам всем очень хорошо, даже слишком.
Конечно, нервозность определённая тоже была - первый раз он всегда первый! Плюс к тому нам дали для концерта ... звукооператора Сашу. После прослушивания того, что он сделал со звуком (а концерт записывался на кассету) слова саша-оператор у нас стали нарицательными, потому что было такое впечатление, что ручки уровней он крутил в такт ритму гитары. Даже тогда расслышать хоть что-то на записи было весьма проблематично. Но зал вроде реагировал нормально, значит всё было в каких-то рамках.
Что было на концерте прикольного? Вспоминается, что во время инсценировки "Песни о возможности" Игоря Жука (Один сапог - ещё не обувь, Одна стена - ещё не дом, Но есть возможность из-за стенки Швырнуть в кого-то сапогом!) в момент исполнения последней строчки из-за кулис по сценарию должен был вылететь сапог. Но он вылетел почему-то после первой строчки! Зрители уже ржут до истерики, а представляете, что с ними было, когда во время последней строчки в исполнителя полетел ... нет, не второй сапог - сапог в реквизите был только один! - а чей-то ... кроссовок!
Более того, когда я забрал со сцены оба предмета и ушёл за кулисы, а выступать вышел Сашка Крамар, то с другой стороны мне начали махать, мол, верни обувь, чудак, следующему выступающему она нужна, иначе босиком прийдётся выходить! А я не нашёл ничего лучшего, чем швырнуть кроссовок через всю сцену назад. Во зрители потешались!
А вообще-то концерт вполне приличным получился как для дебюта. Раз нас не разогнали сразу :. Во всяком случае после концерта нам говорили "спасибо" и "мы прийдём ещё!" Словом, дебют можно было назвать довольно удачным. Дальше надо было развиваться и формировать свои традиции.

Эпизод 5. Возникновение традиций.
Традиции - штука динамичная. То есть меняющаяся со временем. Далеко не все традиции и привычки первых ДОМовцев дожили до сегодняшних дней. Некоторые вовсе исчезли, некоторые трансформировались, сохранив суть, а некоторые и вовсе вывернулись наизнанку. Но - что было то было и из песни слов, как говорится, не выкинешь.
Можно сказать, что самой первой нашей традицией было чаепитие во время заседаний. Поскольку времена были довольно бедные - на дворе бушевал кризис середины 90-х с гиперинфляцией почище нынешних небольших колебаний курса - то ни о каком чайнике и речи не было в принципе. Бралась трёхлитровая банка и кипятильник, делался кипяток, в который бросали несколько щепоток заварки - чай готов!
Поскольку вначале было нас не больше 10-15 человек за столом, то хватало вполне. Через часик-другой заваривалась вторая банка. До третьей доходило крайне редко. Сладостей в таком количестве как сейчас тоже не водилось - дороговато. Максимум какие-то сухарики, бублики, печеньки, одна-две шоколадки. Может потому тогда мы все были такими стройненькими, а сейчас как посмотришь на себя в профиль в зеркало - просто мамма миа :!
В искусстве наливать кипяток из банки в пластиковый стаканчик без всяких там тряпок и прочих приспособлений каждый ДОМовец тех времён мог дать любому сто очков вперёд и, проводись по такому "виду спорта" чемпионаты мира, в победе кого-нибудь из них там я бы даже не сомневался! А вы попробуйте сами за 2 минуты (максимум!) голыми руками из доверху налитой 3-литровой банки наполнить 15 пластиковых стаканчиков кипятком! Без постоянных тренировок тут никак не обойтись...
Относительно сухого закона, который царит в нашем клубе и поныне, а нарушается, к счастью, крайне редко, тоже могу сказать пару слов. Так было далеко не всегда. Более того, довольно часто к чаю добавлялось вино или что покрепче. Эта жидкость наливалась в кружку-братину и запускалась вокруг стола примерно так же, как это делается у костра в лесу. А там уже каждый отхлёбывал столько, сколько хотел. Принудиловки не было, но и принципиально отлынивающих тоже не сильно много было.
Изменилось всё после одного празднования Нового Года. Кажется, это был Новый 1995 год. Тогда в клубе был устроен настоящий праздник: с конкурсами, песнями, танцами, весёлыми розыгрышами. Всё было супер! Пока на наши неокрепшие организмы не начало влиять изрядное количество принятых на грудь горячительных напитков. Некоторые упились так, что даже не помнили, где они живут и не соображали, как говорится, ни бум-бум. Прямо как в той песне "А девушки? - А девушки потом ... Нас по домам с товарищем растащат!"
Вот именно после этого случая мы твёрдо решили - баста, такой хоккей ... то есть такой вид общения нам не нужен! То есть употреблять или нет - сугубо личное дело каждого клубовца, но - в свободное от заседаний время. А раз пришёл в ДОМ, то пой, общайся, пей чай, согревайся душевной атмосферой без дополнительного алкогольного подогрева. И эту позицию в клубе все восприняли абсолютно нормально, кроме, может быть, двух-трёх человек, которые потом тихо и незаметно испарились - что ж, у каждого своя дорога.
Были попытки позже, когда мы уже перебрались на Руставели, возобновить алкогольные посиделки (мол, мы же уже не маленькие, а знаем что к чему), но очень быстро возник новый скандал на почве несдержанности, что по-моему в этой сфере неизбежно - "слаб, ибо человецы суть" - году в 97-98, а после этого уже 10 лет в клубе - ни-ни. Только чай, "как завещал товарищ Крамар":...
...Ещё одной особенностью первых ДОМовцев было наличие у них клубных прозвищ. Это были не кликухи какие-то, а образы, которые, по нашему мнению, отражали особенности характера каждого из нас. Первыми назвали друг друга, конечно нынешние Крамары и Школьные. Маришка была Колобком, Сашка Крамар - Слоником, Лена - Ёжиком, а я - Кактусом. Называть мы друг друга продолжали, в основном, по именам, но все о прозвищах знали и, например, подарки друг другу дарили с активным их использованием.
Все, кто приходил позже, также получали прозвища. Не ко всем они приклеились, но Левченко Володя так и остался Лёвой, а Вовка Цуканов - Цуком, а Вовка Колесник - Сусаниным. Но многие прозвища так и не прижились и в конце-концов забылись. Сейчас, наверное никто и не вспомнит, что Наташа Немцева была в своё время Великой Спорщицей, Люда Дубовая - Девушкой с Косой, Пушня Леся - Вишней На Высокой Ветке, Володя Кудлинский - Театралом, Вадик Народицкий - Бумером, и так далее, и так далее, и так далее...
Со временем традиция давать прозвища новичкам приказала долго жить, так как количество этих самых новичков стало настолько огромным, что всех, наверное, сегодня и не сосчитать. Я недавно задумался над этим и сделал вывод, что за все 15 лет через наш клуб, не считая фестивалей и концертов, прошло не меньше 2-3 тысяч людей, а тех, кто в какое-то время считался там своим, было около 100. Может быть, я и ошибаюсь, но по-моему это - огромное количество...
...Следующей нашей традицией, к счастью живущей и поныне, является проведение фестиваля "Лесная Фиеста". В этом году будет уже 14-я. Следовательно, первая была в июне 1996 года. Проходила она в Снетынке, что под Фастовом, на поляне недалеко от железной дороги, рядом с красивейшими озёрами.
За день до начала фестиваля недалеко от места его проведения произошла авария товарного поезда и целые груды упаковок с соками вывалились прямо с полотна в эти самые озёра. Местные жители, улучив момент на шару затариться продуктами, так и шныряли вокруг, особого интереса к фестивалю не проявляя. А вот участники добирались до-олго, некоторые даже полночи провели в электричках, в том числе и автор этих строк. Многие шли по шпалам. И дошли, конечно же, и всё состоялось в лучшем виде.
Дальше места проведения менялись: сначала было место недалеко от хутора Мрыги в Конче-Заспе, а потом уже поляна под Бояркой, где фестиваль проходит и поныне. Я не буду здесь описывать историю фестиваля - наверное, этим можно (и нужно) заняться отдельно. Расскажу только о том, кто же действительно придумал и воплотил в жизнь этот фестиваль, а то в последнее врямя появилось много разных версий и толкований.
Значит так. Кто из них с Крамаром "первый начал" судить не берусь, но Идею впервые озвучила Маришка, вдохновлённая теми самыми ПВДешками по Киевской области. И предложила обсудить её среди заинтересованных личностей в клубе. Таковые нашлись и собрались на даче у Цукановых. Я уже слабо помню всех, кто был там тогда. Помню, ясное дело, Цукановых, нас четверых (Крамаров и Школьных), Немцеву и ещё 2-3 человек.
Мне тогда вся эта идея показалась ужасно сырой и безответственной какой-то. Для меня фестиваль всегда означал что-то фундаментальное и основательное. А тут - клубу без году неделя, большого и активного ядра по сути нет, зато есть куча энтузиазма и горящие глаза. В конце-концов Мариша всех убедила в необходимости начинать делать что-то серьёзное и настоящее.
Но более рациональная Ленка убеждала её, что самим такой фестиваль не потянуть, да и ДЛЯ КОГО он будет проводиться? Нужно налаживать связи с "внешним миром" и приглашать известных, по крайней мере в Киеве, авторов и исполнителей. А с такими мы уже начали общаться после концерта во Дворце Пионеров весной того же 1996 года...
...Из ушедших от нас традиций хочу вспомнить празднования Международного Женского и Мужского Дней - 8 марта и 23 февраля. Впервые это случилось в 1995 году на 23 февраля. Тогда в общаге, где я жил, девчата показали для мальчишек клуба песенно-поэтический спектакль, где смешно изобразили каждого из нас. Нам захотелось ответить чем-то похожим и - пошло поехало!
Каждый год, в эпсилон-окрестноти этих дат клубовцы начинали кучковаться по половому признаку и заговорщицки шушукаться. Результатом этих шушуканий были ... нет не дети, коих сейчас у наших, кстати, в достатке :, а спектакли! Был тут и Night Club DOM, когда всех хлопцев встречали разодетые гламурные девушки и проводили для них шоу с танцами, пением, различными конкурсами и загадками. Разве что стриптиза не было. Блин, а так хотелось :!
Был и Дур-ДОМ, когда ребята переоделись в белые халаты и изобразили сцены из жизни сумасшедших с проекцией на клубные реалии. Веселились все тогда от души! Особенно прикольно было, когда во время репетиции в ночь на 8 марта директор детского клуба "Спутник", где мы сейчас и обитаем, Людмила Васильевна, уходя, заглянула в окно нашей комнаты - а там полумрак и люди в белых халатах :!..
Был Гарем ДОМ, где всех ребят изобразили султанами, ушедшими на войну. А их верные жёны ждали и сочиняли весёлые истории про них. Был и мистический праздник, когда ребята изобразили шабаш в пустом генделыке с чтением стихов Рогатницкого и пением песен ВиЙзборГа :. А сколько пародий друг на друга там прозвучало - о-о-о:!
Словом, это было очень интересно, весело и по-детски непринуждённо. Но - было. Почему нет сейчас? А всё просто - мы стали взрослыми.

Эпизод 6. Взросление.
Наш клуб возникал как студенческий кружок. А что отличает студентов от всех остальных жителей страны? Правильно - свобода, отсутствие больших забот и значительное количесво незанятого времени. Конечно, бывают исключения, особенно в наше непростое время, но всё же большинство студентов (и студенток) - молодые беззаботные люди, не обременённые семьями и необходимостью зарабатывать себе на хлеб насущный. Плюс жизненные неурядицы и хлопоты не отнимают у них столько сил, а потому их в достатке для реализации самых разнообразных творческих проектов.
Так было и у нас. До 1996 года проблем со временем практически совсем не было. Были кризисы, конечно, но связаны они были с ... пресыщением песнями и друг другом. Но после очередной порции вливания "свежей крови", т.е. с приходом двух-трёх новых ярких личностей, проблема исчезала и всё становилось на свои места.
Конечно, мы развивались. Сначала просто пели по кругу, но это быстро надоело. Потом начали ездить по Киеву с концертами, потом появился фестиваль, потом основали собственную газету "ДОМовые Ведомости": сначала в рукописном, а потом и в печатном вариантах (вышло 8 или 9 номеров, рекомендую найти и почитать - там много интересного было). Наконец, начали организовывать концерты приглашённых авторов у себя, делать тематические песенные и поэтические вечера, устраивать мастерские и проблемные дискусси. Вобщем - стали действительно клубом авторской песни во всех смыслах этого остова: от посиделок с общением любителей жанра до авторских вечеров и мастерских.
В 1997 году мы перестали быть студенческим и университетским клубом, а стали городским, Все-киевским. Сашка Крамар нашёл помещение в подростковом клубе "Спутник" на улице Шота Руставели 22-Б, где мы и по сей день собираемся "в пятницу, как солнце закатится" :. Там всего одна комнатка и мы делим её с другими секциями и кружками. Но зато она в центре и недалеко от метро - всем удобно добираться.
После переезда в нашу комнатку в подвальчике к нам потянулись люди более старшего возраста и в сезоне 1997-1998 года клуб пережил небывалый расцвет, когда разросся до невиданных масштабов. Причём приходили люди творческие и интересные, на заседаниях в комнатке яблоку было негде упасть и трёхлитровая банка перестала справляться с нагрузкой - её приходилось заваривать до десятка раз за вечер. Мы впервые задумались о покупке чайника и нормальных чашек...
Концерты, которые мы проводили в период с 1997 по 2000 годы, я и поныне считаю одними из самых удачных в истории клуба. Наконец-то мы научились, с одной стороны давать возможность выступить практически всем творческим особям клуба, а с другой - держать хоть какую-то планку исполнительсткого уровня. Появились грамотные связки между номерами, появились сквозные идеи концертов и так далее, и так далеее, и так далее.
Да, всё это так, но... Но груз взрослых забот начинал поддавливать. В созданных семьях, что вполне нормально, появились дети. Как следствие, Лена, а потом и Мариша стали всё реже появляться в клубе, работа затягивала и меня, и Сашку Крамара. Дошло до того, что мы настолько устали морально и физически тянуть на себе всё это, что хотели и вовсе закрыть клуб на годик-другой, чтобы отдохнуть.
Но здравый смысл подсказывал - легче поддерживать огонь хотя бы в тлеющем состоянии, чем разжигать его с нуля. Поэтому несколько сезонов подряд были откровенно серыми - их даже вспоминать не хочется. Фактически все вечера были одинаковыми: гитара по кругу и общение. Доходило даже до того, что пару раз даже не было инструмента! Травили анекдоты, читали стихи, пили чай - всё! Единственным клубным мероприятием оставался летний фестиваль, да и тот держался практически на одном голом энтузиазме полдесятка человек, которые, к тому же, не сильно то и стремились на деле кого-то привлекать ещё, а разве только говорили об этом.
Сложные времена переживал клуб. Перестав быть студенческой забавой, он ещё не утвердился как взрослое дело. Но с сезона 2004-2005 года всё стало потихоньку налаживаться. А окончательным толчком к началу реального развития стал 10 фестиваль "Лесная Фиеста", прошедший на высочайшем уровне с привлечением всех, так сказать, главных бард-ресурсов города Киева и его окрестностей аж до границ государства :. По крайней мере с той поры клуб стали воспринимать как равный среди равных.
Нужно было соответствовать заявленному уровню и потихоньку-помаленьку начался подъём: вечера наполнились интересными людьми, появился свой сайт, вышел первый диск с песнями авторов клуба. Потом был опять небольшой спад, связанный с конфликтом амбиций и взаимными недоразумениями по поводу проведения 11-й Фиесты. Но сейчас всё выровнялось и вышло, как по мне, на достаточно высокий уровень. По крайней мере выше этой планки СЕЙЧАС организаторы прыгнуть не могут, а ниже, надеюсь, уже не опустятся.
Теперь все пятницы месяца - тематические: первая - общение и гирара по кругу, вторая - концерты или творческие встречи, организованные самими клубовцами, третья - поэтические мастерские, четвёртая - концерты приглашённых авторов. Бывают изменения, конечно, структура не догматичная, но живая.
Вывод один - сейчас клуб ДОМ - живёт и в достаточной степени процветает. Ясное дело, на достигнутом никто не останавливаться не собирается, т.к. хорошо понимает, чем это может грозить в дальненйшем.
Радует также, что количество людей, считающих себя ДОМовцами по сути, т.е. активно организовывающих и творящих, растёт. Если раньше вести вечера могли только либо Крамары, либо Школьные, то сейчас их с успехом могут заменить Лёша Таланцев и Таня Домиловская, а в перспективе и ещё несколько человек. А это безусловно хорошо, это значит, что даже в случае форс-мажорных обстоятельств с основателями клуба, вечер всё же состоится, а наш ДОМ, как и всегда, гостеприимно распахнёт двери для всех заинтересованных слушателей...

Послесловие. Всё всегда когда-нибудь кончается. Иногда для того, чтобы начаться вновь, но уже на новом, более высоком уровне. Я намеренно более детально осветил первые страницы истории клуба, т.к. нынешние времена помнит гораздо большее количество людей, нежели те, что были в самом начале. И, следуя дедушке Лукасу, который снял Эпизоды 4,5 и 6 гораздо раньше, чем 1, 2 и 3, я допускаю, что вернусь немного позже к этому материалу и дополню его новыми фактами и оценками этих фактов.
А рассказать есть о чём! Например, об агитпоезде и Вадике Народицком, о песне "День Победы" на два голоса с Крамаром, после исполнения которой к нам зашёл препод с соседней с аудиторией кафедры и попросил, чтобы мы немедленно выключили радио, о Петьке Скрипчуке и его террористической общаге, о внутриклубной "Санта-Барбаре" и любовных ен-угольниках, о... Да что я тут разговорился : - будет день, будет и пиша.
А на сём мой скромный опус закончен и его автор снова временно переключается на написание книжек и статей по математике :. Удачи!

Саша Школьный, 19-23 января 2009 года

 

Авторы
Авторская песня
Стихи
Литературный перекрёсток
Ссылки по АП
Полезное
Фото
Клуб авторской песни "Дом"
Проекты

 

Бард Топ Page Rank Icon Яндекс цитирования Rambler's Top100

Hosted by TRM


and